- Регистрация
- 4 Ноя 2020
- Сообщения
- 450
- Реакции
- 190
Истории о волшебных веществах люди выдумывают с незапамятных времён. Наверное, первое такое художественное произведение, написанное около 4000 лет назад — «Эпос о Гильгамеше» — рассказывает о многочисленных приключениях правителя Гильгамеша и его друга, дикого человека Энкиду. В последней главе Гильгамеш, раздавленный смертью Энкиду и осознанием собственной смертности, посылает человека за цветком, который вернёт ему силы и сделает жизнерадостным, как в молодости. Вероятно, это первая записанная попытка достать веществ.
С тех пор люди постоянно используют вещества в повествованиях, обычно как средство передачи размышлений о науке, социальном строе или человеческой натуре. Художественная литература хорошо отражает и разбирает по косточкам страхи и устремления современников произведения, а «волшебные» вещества — идеальная выдумка для научной фантастики, которая склонна экстраполировать социальные и технологические тенденции. Вещество, которое сразу же реализует зарождающуюся идею или концепт — бесконечно удобный сюжетный приём. Персонаж может проглотить таблетку, съесть растение, выпить эликсир и превратиться во что-то другое.
Что, если мы не были бы смертны? Могли превратиться в другого человека? Стать умнее? Читать мысли? Путешествовать в космосе и во времени? Стать невидимкой?
В книге вещества могут всё.
Между «Эпосом о Гильгамеше» (2100 г. до н.э.) и нашими днями вещества запихнули куда только можно (посмотрите на Википедии бесконечный список
О веществах в привычном нам виде: таблеток, зелий, эликсиров, начали много писать с 1800-х годов. У Мэри Шелли (автора «Франкенштейна») в «Смертный бессмертный» (1833) герой крадёт эликсир вечной жизни у алхимика, переживает своих друзей и близких, а потом угасает умственно и эмоционально. «В Алисе в стране чудес» (1865) Льюиса Кэррола зелья и грибы делают Алису меньше или больше.
Настоящие мухоморы, кстати, вызывают
Наверное, первый наркоман появился у Роберта Льюиса Стивенсона (написавшего всем известный «
"...стоит мне захотеть, и я легко и навсегда избавлюсь от мистера Хайда"
Рассказ на 60000 слов (в этой статье 960) Стивенсон написал за шестисуточный марафон на кокаине.
Изобретённая доктором Джекилом сыворотка, напоминающая смесь алкоголя и амфетамина, снимает психологические барьеры и превращает приличного, уважаемого доктора в подлого манипулятора, одержимого жаждой власти и хищного секса. В конце вторая личность (мистер Хайд) полностью овладевает Джекилом.
У Герберта Уэллса сумасшедший учёный в «Человек-Невидимка» (1897) испытывает химический коктейль, чтобы стать невидимым; превращается из-за невидимости в отшельника, потом в изгоя, идёт против общества и погибает, покрытый позором.
В общем, в те времена увлечение странными веществами на страницах книг почти никогда не заканчивалось хорошо. В фантастике можно найти любую фобию: про непреодолимую зависимость, про вред того, что «искусственно» делает сильнее или умнее, про непредсказуемость побочных эффектов и про то, что вас никогда не отпустит.
До 1932 года все эти неприятности касались только главных героев, пока Олдос Хаксли не выпустил замечательную антиутопию «
Про литературу того времени сказано, что «два различных отношения к изменяющим сознание веществам проявилось в научной фантастике. Одно из них предостерегает: любое экстраординарное увлечение любыми экстраординарными веществами, вероятно, разложит вас морально, приведёт к усталости и общему упадку личности или общества, и, в конечном итоге, поможет установлению тоталитарного порядка».
Это доминирующий вид НФ до 60-х, пока не пришли хиппи, ЛСД и псилоцибин, а с ними совершено новый сюжет в фантастике: «Другое — дальновидное и утопическое: что при использовании психоактивных веществ человек может достигнуть духовных и психологических способностей, которые обычно недоступны, и через это войти в новую и более высокую фазу существования».
1965 был знаковым годом для научной фантастики, в основном благодаря публикации «Дюны» Фрэнка Герберта, пожалуй, самого популярного романа НФ всех времён. Сюжет вращается вокруг вещества под названием меланж или специя (спайс). Стратегический товар в межгалактической империи, специя позволяет пользователю изгибать пространство-время для межзвездных путешествий и вызывает пророческие видения. В Дюне пряность — это буквально ключ к вселенной. Только присоединившись к культу странствующих по пустыне наркозависимых мудрецов и глотая специю, главный герой может победить.
«Время перемен» (1971) Роберта Сильверберга еще более позитивное; общество жалких недовольных жизнью людей обнаруживает лекарство, которое позволяет телепатическое общение между пользователями, и таким образом открывает умы и восстанавливает мир и благополучие.
Вещества стали мейнстримом в НФ, а их применение стало более разнообразным.
Заводной апельсин
В «Заводном апельсине» (1962) амфетаминовое moloko+ хорошо сочетается с ультранасилием. В «
Бэд-трип Чарльза Фрэка и Киану Ривз в роли копа под прикрытием наркомана
(фильм "Помутнение")
«Чёрное мясо» Уильяма Берроуза настолько «вкусное», что люди поедали свою рвоту, чтобы съесть его повторно. В романе «
В "Матрице" знают, что всё обман, и ложки просто не существует
В
В «Судья Дредд» люди восполняют нехватку личного времени наркотиком, замедляющим восприятие времени до 1% скорости. NZT в «Области тьмы» даёт невероятные умственные способности (лучше прочитать чудесный рассказ «
Даже Астерикс и Обеликс и Мишки Гамми становились бодрее и сильнее от дикорастущих ягод.
А Гильгамеш в итоге обломался — змея съела его цветок, а он смирился со смертью, потому что он будет жить вечно в своих делах, и том, что он создал.
С тех пор люди постоянно используют вещества в повествованиях, обычно как средство передачи размышлений о науке, социальном строе или человеческой натуре. Художественная литература хорошо отражает и разбирает по косточкам страхи и устремления современников произведения, а «волшебные» вещества — идеальная выдумка для научной фантастики, которая склонна экстраполировать социальные и технологические тенденции. Вещество, которое сразу же реализует зарождающуюся идею или концепт — бесконечно удобный сюжетный приём. Персонаж может проглотить таблетку, съесть растение, выпить эликсир и превратиться во что-то другое.
Что, если мы не были бы смертны? Могли превратиться в другого человека? Стать умнее? Читать мысли? Путешествовать в космосе и во времени? Стать невидимкой?
В книге вещества могут всё.
Между «Эпосом о Гильгамеше» (2100 г. до н.э.) и нашими днями вещества запихнули куда только можно (посмотрите на Википедии бесконечный список
У Вас недостаточно прав для просмотра ссылки. Войдите или зарегистрируйтесь.
). Мифы, истории и легенды во все времена упоминали о чём-нибудь, изменяющем сознание. «Энеида» Вергилия (19 год до н.э.) рассказывает о реке Лете (отсюда «канул в Лету»), испив из которой люди испытывают блаженство и потерю памяти — а без этого не могут попасть в Элизиум, где нет бурь и непогод, а жители наслаждаются бессмертием.О веществах в привычном нам виде: таблеток, зелий, эликсиров, начали много писать с 1800-х годов. У Мэри Шелли (автора «Франкенштейна») в «Смертный бессмертный» (1833) герой крадёт эликсир вечной жизни у алхимика, переживает своих друзей и близких, а потом угасает умственно и эмоционально. «В Алисе в стране чудес» (1865) Льюиса Кэррола зелья и грибы делают Алису меньше или больше.
Настоящие мухоморы, кстати, вызывают
У Вас недостаточно прав для просмотра ссылки. Войдите или зарегистрируйтесь.
с размерами, а «Алиса» сейчас сильно ассоциируется с психоделиками; сам же Кэррол не употреблял.Наверное, первый наркоман появился у Роберта Льюиса Стивенсона (написавшего всем известный «
У Вас недостаточно прав для просмотра ссылки. Войдите или зарегистрируйтесь.
») в книге «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»."...стоит мне захотеть, и я легко и навсегда избавлюсь от мистера Хайда"
Рассказ на 60000 слов (в этой статье 960) Стивенсон написал за шестисуточный марафон на кокаине.
Изобретённая доктором Джекилом сыворотка, напоминающая смесь алкоголя и амфетамина, снимает психологические барьеры и превращает приличного, уважаемого доктора в подлого манипулятора, одержимого жаждой власти и хищного секса. В конце вторая личность (мистер Хайд) полностью овладевает Джекилом.
У Герберта Уэллса сумасшедший учёный в «Человек-Невидимка» (1897) испытывает химический коктейль, чтобы стать невидимым; превращается из-за невидимости в отшельника, потом в изгоя, идёт против общества и погибает, покрытый позором.
В общем, в те времена увлечение странными веществами на страницах книг почти никогда не заканчивалось хорошо. В фантастике можно найти любую фобию: про непреодолимую зависимость, про вред того, что «искусственно» делает сильнее или умнее, про непредсказуемость побочных эффектов и про то, что вас никогда не отпустит.
До 1932 года все эти неприятности касались только главных героев, пока Олдос Хаксли не выпустил замечательную антиутопию «
У Вас недостаточно прав для просмотра ссылки. Войдите или зарегистрируйтесь.
», удачнее всех предсказавшую облик современного мира ХХI века. В кастовом обществе будущего людей занимают работой, ТВ, спортом, сексом, шоу, автогонками, а если всё это не помогает от «лишних» размышлений — всегда есть сома, безотказный наркотик от любых невзгод, буквальный эквивалент марксовского «опиума для народа».
У Вас недостаточно прав для просмотра ссылки. Войдите или зарегистрируйтесь.
Про литературу того времени сказано, что «два различных отношения к изменяющим сознание веществам проявилось в научной фантастике. Одно из них предостерегает: любое экстраординарное увлечение любыми экстраординарными веществами, вероятно, разложит вас морально, приведёт к усталости и общему упадку личности или общества, и, в конечном итоге, поможет установлению тоталитарного порядка».
Это доминирующий вид НФ до 60-х, пока не пришли хиппи, ЛСД и псилоцибин, а с ними совершено новый сюжет в фантастике: «Другое — дальновидное и утопическое: что при использовании психоактивных веществ человек может достигнуть духовных и психологических способностей, которые обычно недоступны, и через это войти в новую и более высокую фазу существования».
1965 был знаковым годом для научной фантастики, в основном благодаря публикации «Дюны» Фрэнка Герберта, пожалуй, самого популярного романа НФ всех времён. Сюжет вращается вокруг вещества под названием меланж или специя (спайс). Стратегический товар в межгалактической империи, специя позволяет пользователю изгибать пространство-время для межзвездных путешествий и вызывает пророческие видения. В Дюне пряность — это буквально ключ к вселенной. Только присоединившись к культу странствующих по пустыне наркозависимых мудрецов и глотая специю, главный герой может победить.
«Время перемен» (1971) Роберта Сильверберга еще более позитивное; общество жалких недовольных жизнью людей обнаруживает лекарство, которое позволяет телепатическое общение между пользователями, и таким образом открывает умы и восстанавливает мир и благополучие.
Вещества стали мейнстримом в НФ, а их применение стало более разнообразным.
Заводной апельсин
В «Заводном апельсине» (1962) амфетаминовое moloko+ хорошо сочетается с ультранасилием. В «
У Вас недостаточно прав для просмотра ссылки. Войдите или зарегистрируйтесь.
» Филипа Дика самым проблемным наркотиком ХХI века стало вещество D, эйфоретик-галлюциноген, вызывающий скоростные "гонки", повреждения мозга и жёсткую зависимость.Бэд-трип Чарльза Фрэка и Киану Ривз в роли копа под прикрытием наркомана
(фильм "Помутнение")
«Чёрное мясо» Уильяма Берроуза настолько «вкусное», что люди поедали свою рвоту, чтобы съесть его повторно. В романе «
У Вас недостаточно прав для просмотра ссылки. Войдите или зарегистрируйтесь.
» выделяющее опиаты дерево образовало с людьми симбиотический организм.В "Матрице" знают, что всё обман, и ложки просто не существует
В
У Вас недостаточно прав для просмотра ссылки. Войдите или зарегистрируйтесь.
новый дизайнерский наркотик одновременно похож на вирус и религию. Нео взял красную таблетку и вышел из
У Вас недостаточно прав для просмотра ссылки. Войдите или зарегистрируйтесь.
.В «Судья Дредд» люди восполняют нехватку личного времени наркотиком, замедляющим восприятие времени до 1% скорости. NZT в «Области тьмы» даёт невероятные умственные способности (лучше прочитать чудесный рассказ «
У Вас недостаточно прав для просмотра ссылки. Войдите или зарегистрируйтесь.
»).Даже Астерикс и Обеликс и Мишки Гамми становились бодрее и сильнее от дикорастущих ягод.
А Гильгамеш в итоге обломался — змея съела его цветок, а он смирился со смертью, потому что он будет жить вечно в своих делах, и том, что он создал.